«Если ничего не делать с производительностью труда, численность персонала будет расти пропорционально объемам производства»
CNews: Какие вызовы на сегодняшний день стоят перед промышленными предприятиями в России в целом и перед АО ЧМЗ в частности?
Алексей Майков: Перед ЧМЗ, как и перед другими промышленными компаниями, стоит один из ключевых вызовов – повышение эффективности производства. Предприятию необходимо расти, развивать новые направления производства. Если ничего не делать с производительностью труда всех категорий сотрудников: инженеров, рабочих, управленцев, то численность персонала будет расти пропорционально объемам производства. И тут в полный рост встает проблема кадрового голода, особенно острая для регионов, которая не решается даже заработной платой.
Чепецкий механический завод является одним из крупнейших в мире и единственным в России производителем изделий из циркония, а также другой высоковостребованной продукции для предприятий атомной энергетики, химической, металлургической, нефтегазовой и медицинской отраслей промышленности из сплавов титана, кальция и т.д. В среднесрочной перспективе ЧМЗ планирует нарастить объемы производства до 1,5 раз, соответственно, необходимо набрать более 1000 человек.
Мы знаем, как обстоят дела на рынке труда, и учитываем высокие требования к квалификации персонала, так что понимаем, что за этот период таких цифр достичь сложно. И здесь возникает вопрос: а что с этим делать? Единственное решение — повышение эффективности производства и производительности труда за счёт автоматизации и внедрения революционных инноваций — таких, как искусственный интеллект.
CNews: Неужели ИИ сможет заменить работников на производстве?
Алексей Майков: ИИ, конечно, не заменяет человека, но существенно сокращает нагрузку, убирает рутину, уменьшает долю работ, не приносящих ценности, высвобождает время для технического творчества — это то, на что ИИ пока способен. Благодаря этому, свободнее становится высококвалифицированный персонал, который можно задействовать для решения более высокоуровневых задач, связанных с постановкой целей и разработкой инновационных решений. В итоге снижается потребность в кадрах.
CNews: Каким образом технологии ИИ применяются на АО ЧМЗ?
Алексей Майков: Проект внедрения системы предиктивной аналитики «АтомМайнд» был впервые реализован именно на ЧМЗ, где для управления качеством, контроля технологической дисциплины и совершенствования технологии ежемесячно требуется собирать и анализировать более 2 млн параметров.
«АтомМайнд» — это платформа промышленного искусственного интеллекта для прогнозирования качества продукции и состояния оборудования, с единым интерфейсом и набором интеграционных инструментов. Они позволяют встраивать систему в ИТ-ландшафт предприятия и обеспечивают быструю разработку сервисов и приложений для увеличения эффективности производственных процессов.
Благодаря применению «АтомМайнд» на Чепецком механическом заводе, станет возможным сократить расходы на техническое обслуживание до 30% и снизить потери от дефектов до 50%.
Как результат, снизится время на сбор и обработку данных и принятие решений на их основе, уменьшится количество доработок и переделов продукции, произойдет переход от плановых ремонтов оборудования к предиктивному обслуживанию по мере реальной необходимости, то есть сократится загрузка работников.
CNews: Как работники предприятия отнеслись к внедрению ИИ?
Алексей Майков: Когда заканчивался пилотный проект, на ЧМЗ состоялось итоговое совещание по введению «АтомМайнд» в промышленную эксплуатацию. Сотрудники с производства сказали, что все время, пока длился этот проект, они со своей стороны тоже улучшали производство и технологию, и у них есть сомнения, что это именно система, а не усилия технологов, дает такие эффекты.
И на реальном производстве Чепецкого Механического завода был проведен беспрецедентный натурный эксперимент по методу А/Б тестирования: когда параллельно были запущены одинаковые станы по производству циркониевых труб, часть из которых работала полностью под управлением системы «АтомМайнд», и были учтены все её рекомендации. На других же процесс проходил как обычно. В итоге, число дефектов было ощутимо ниже на том оборудовании, которым управляла система. После этого отношение к цифровым технологиям и к искусственному интеллекту на уровне производства стало гораздо более доверительным.
«Система «АтомМайнд» может с точностью 95% спрогнозировать, что человек через два месяца напишет заявление на увольнение»
CNews: Есть ли еще варианты применения искусственного интеллекта, который могут помочь с проблемой дефицита кадров?
Алексей Майков: Могу привести в качестве примера еще один интересный кейс, связанный с использованием искусственного интеллекта и предиктивной аналитики для решения этой проблемы. Люди оставляют в корпоративных системах очень много данных — они заходят в почту, отправляют письма и сообщения, то есть генерируют огромное количество информации. Как ее можно использовать? Была выдвинута гипотеза о том, что, анализируя поведение сотрудника в корпоративной сети, его цифровой след, можно за 2-3 месяца предсказать, что человек выгорит и захочет покинуть компанию.
И в «ТВЭЛ», нашей управляющей компании, эта гипотеза была отработана. С помощью системы предиктивной аналитики «АтомМайнд» сейчас можно с точностью порядка 95% (точность модели) сказать службе персонала, обратите внимание, что вот этот человек через два месяца, скорее всего, напишет заявление на увольнение. И задача HR состоит в том, чтобы его удержать и тем самым хотя бы немного минимизировать эти огромные цифры по набору персонала.
Это касается коммерческих организаций, но мы рассчитываем, что в ближайшем будущем эту практику можно будет применить и на промышленных предприятиях, данные по работникам у нас есть, нужно только адаптировать под них систему.
CNews: Какие перспективы применения ИИ в будущем?
Алексей Майков: Где можно и нужно применять промышленный искусственный интеллект? Это управление качеством продукции, автоматизированный контроль с применением видеоаналитики и анализа данных, это мониторинг и прогнозирование технического состояния оборудования. То есть, с одной стороны, мы смотрим на качество изделий, а с другой — поддерживаем доступность и минимизируем затраты на ремонт и обслуживание оборудования.
Ну и про мечты — мы на самом деле верим в то, что в ближайшее десятилетие заменим искусственным интеллектом рутинный труд технолога и конструктора, переведя их на работу более высокого уровня: на уровень постановки задач и разработки принципиально новых изделий. А искусственный интеллект будет формировать конструкторскую документацию, оптимизировать технологические и производственные процессы. И, собственно, вести полный цикл проектирования и изготовления наших изделий по неформализованным требованиям — то есть по задачам, которые будут ставить конструкторы, технологи и научный блок.
CNews: Насколько важно промышленным предприятиям в России сейчас использовать ИИ?
Алексей Майков: Для промышленности в России внедрение таких инновационных технологий, как искусственный интеллект, это даже не вопрос технологического лидерства, а вопрос выживания и дальнейшего успешного развития. Те производственные компании, которые по каким-то причинам игнорируют, не обращают внимания или не могут внедрять такого рода технологии, исчезнут в ближайшее время, не выдержав конкуренции.